Восстановить свидетельство о расторжении брака считается возможным только в органах, проводящих регистрацию актов гражданского состояния. Обращение можно адресовать в ЗАГС по месту прописки бывшего супруга, утратившего документ или по месту регистрации/расторжения официального союза. Процедуру вправе инициировать как непосредственное заинтересованной лицо, так и его представитель по доверенности. Когда необходимо восстанавливать документОсновной бумагой, подтверждающей прекращение официальных отношений супружеской пары, является свидетельство о расторжении брака. Именно этот документ в обязательном порядке предоставляется при оформлении многих правоотношений, в том числе и кредитных. Наличие отметки в паспорте, указывающей на прекращении ранее заключенного брака, не снимает необходимости предъявления соответствующего документа. На практике возникают случаи, когда одному из бывших супругов необходимо восстановить свидетельство о расторжении брака, причины тому: Случайная гибель документа; Утеря; Кража. Вне зависимости от причин утраты документа, его обладатель должен в сжатые сроки обратиться в госорган за восстановлением свидетельства (выдачей дубликата), так как есть вероятность столкнуться с рядом последствий: Невозможность истребования раздела совместно нажитого имущества за период существования брака (если при бракоразводном процессе указанный вопрос не поднимался); Отсутствие возможности вернуть фамилию, которую супруга (супруг) носил(а) до вступления в брачный союз; Невозможность официально зарегистрировать новые отношения (вступление в брак допускается только при документальном подтверждении того факта, что прежний союз прекращен в соответствии с законодательным регламентом). Уполномоченный госорганФормированием информации о статусе каждого гражданина и внесением коррективов в соответствующие акты состояния занимается государственный орган, именуемый ЗАГС. При утере свидетельства об аннулировании брака заинтересованному гражданину следует обратиться к указанному держателю информации по: Месту своей регистрации; Месту нахождения учреждения, ранее вынесшего решение о расторжении брака. Длительность изготовления документа может варьироваться в следующих сроках: До 10 дней – если заявитель обратился в ЗАГС, который ранее заключил/расторг брак; До полугода – если обращение подавалось в госорган по прописке. Закон наделяет правом на подачу заявления о выдаче дубликата свидетельства о расторжении брачных отношений определенный круг лиц, в том числе: Непосредственный(ая) бывший(ая) супруг или супруга; Граждане, имеющие доверенность на право представления интересов бывших супругов и истребования (восстановления) соответствующих документов. Необходимые документыДля обращения за услугой заинтересованный гражданин предъявляет нижеприведенный перечень документов: Заявление установленного образца; Паспорт с отметкой о прекращении брака; Квитанция, подтверждающая исполнение обязанности по оплате госпошлины; Вердикт суда, свидетельствующий о прекращении действия брачного союза; Свидетельство о браке (при наличии). Заявление о выдаче дубликата свидетельсва о расторжении бракаВосстановление документа дистанционноНынешний уровень развития интернета обеспечивает граждан возможностью подачи запроса на восстановление свидетельства о прекращении брака в режиме онлайн. Указанные манипуляции можно провести через Госуслуги по следующему алгоритму: Посещение официального портала; Создание учетной записи и прохождение процедуры идентификации личности (если ранее этот шаг выполнен не был); Выбор вкладки по категориям или ввод в поисковую строку «Получение повторного свидетельства о государственной регистрации расторжения брака»; Заполнение электронной формы; Оплата обязательного сбора (портал позволяет снизить издержки по госпошлине на 30%); Выбор способа получения документа: Лично; Через представителя; Почтовым переводом; Ожидание периода изготовления бумаги и ее выдача/отправка. Еще одной альтернативой традиционному способу восстановления документа может стать обращение в МФЦ. Орган работает по экстерриториальному принципу и самостоятельно передает все запросы граждан по подведомственности. Чтобы воспользоваться вариантом, необходимо: Подготовить базовый пакет документов; Явиться в ближайшее территориальное подразделение МФЦ; Оформить заявку и передать бумаги компетентному сотруднику; Получить талон-уведомление о дате подготовки документа; Явиться в обусловленный день за готовым дубликатом. НюансыГосударственная пошлина, взимаемая за предоставление дубликата свидетельства об аннулировании официального союза, имеет фиксированный размер, кратный 350 рублям; Внесение обязательного платежа происходит заблаговременно – до обращения в госорган; Каждый ЗАГС имеет свои реквизиты госпошлины, которые можно узнать: В учреждении при личной явке; На портале Госуслуги; На официальном сайте ведомства; Граждане, решившие восстановить утраченное свидетельство о расторжении брака будучи в другом городе столкнутся с трудностями, поскольку услугу окажут только при наличии регистрации. Восстановление свидетельства в другом городеВосстановление свидетельства в другом городе страны возможно только в случае, если: Указанный орган ранее проводил регистрацию отношений; У заявителя имеется прописка в границах нового субъекта РФ. При исключительных обстоятельствах выдача утраченного документа возможна, но процедура займет длительное время, так как принявший заявление ЗАГС должен подать соответствующий запрос в одноименный орган по месту регистрации заявителя. Если гражданин хочет восстановить свидетельство, но находится за пределами российского государства, ему необходимо оформить доверенность на третье лицо и наделить его полномочиями представителя.

Ещё больше статей в нашем “Юридическом справочнике консультаций юриста по семейным делам“. Получите бесплатную юридическую консультацию у семейных юристов.