При получении квитанции ЖКХ немногие обращают внимание на цифры, доверяя сотрудникам учреждения и выполняющим расчет программам. Но через месяц может оказаться, что за определенную услугу набежала переплата или, наоборот появилась задолженность. При детальном осмотре обнаруживается ошибка в квитанции ЖКК. Что делать в такой ситуации?
Куда обращаться, и как защитить права? Причины ошибок
Ошибки в платежных бумагах — распространенное явление. Причин несколько: Недобросовестность управляющей компании (УК), которая осознанно допускает «ошибки» и завышает цены. Как результат, в квитанции появляются дополнительные услуги, которые не должны быть учтены.
Цель таких действий — увеличение размера платежа и повышение прибыли УК. Технический сбой программы, на которую возложена задача по формированию платежки. Ошибка сотрудника, который контролирует вычисления, сделанные на ПК.
В процессе проверки квитанции человек просто не замечает неправильную цифру. Задача получателя квитанции — внимательно изучить документ перед тем, как осуществлять оплату. Для этого стоит один раз разобраться, как производятся расчеты.
Если нет времени или желания вникать в тонкости вычислений, можно заглянуть в квитанцию за прошлый месяц и сравнить две платежки.
Виды ошибок
Неправильные цифры в квитанции чреваты для управляющей компании штрафами. Несмотря на это, ошибки появляются с завидной периодичностью. Выделим главные виды: Увеличение размера оплаты за капремонт, уборку или управление зданием.
К примеру, УК может сделать расчет с учетом работы 3-4 человек, хотя на практике функции выполняет только один сотрудник. В квитанции оказались платежи за невыполненные в отчетный месяц работы. В платежку включены долги людей, которые несвоевременно платят за предоставленные им услуги.
Вы нашли ошибку — как действовать?
При выявлении ошибки в платежном документе первое, что требуется сделать — сходить в УК и оформить заявление на перерасчет платы за коммунальные услуги. Свое требование можно обосновать следующими причинами — значительным увеличением тарифов, включением в платежку невыполненных услуг или оплаты работников, которых на самом деле нет.
Кроме того, заявление может оформляться при игнорировании УК обязательств или появлении в квитанции долгов других граждан. Если управляющая компания допустила оплошность не специально, она согласится с доводами жильца и выполнит пересчет в пользу потребителя.
В случае, когда УК уклоняется от выполнения обязательств, придется идти в органы, которые стоят выше. В России за ошибки в квитанции управляющая компания отвечает по закону — с нее взимается штраф и берется обязательство покрыть моральный ущерб человеку.
Контрольно-надзорные органы
Как быть в ситуации, если УК отказывается игнорировать ошибку и делает вид, что все оформлено правильно? Решение — обращение в КНО (контрольно-надзорные органы).
К этой категории относится Госжилинспекция, а также Роспотребнадзор. Если человека обманули в расчетах, к примеру, УК использовала неправильный тариф или исключила действующую льготу, стоит обратиться в жилищную инспекцию.
Для защиты интересов требуется оформить жалобу и вручить ее ответственному сотруднику. В случае, когда ошибка в вычислениях вызвана низким качеством услуг или управляющая компания взяла деньги за работу, которую не оказывала, стоит обратиться в Роспотребнадзор.
Как правило, граждане не знают правила оформления жалобы, из-за чего закрывают глаза на оплошности УК. Этого делать не стоит. Для защиты прав достаточно прийти в упомянутые органы и попросить о помощи — сотрудники должны рассказать, как, что и куда писать.
Прокуратура
При выявлении регулярных ошибок в квитанции потребитель вправе защитить права через прокуратуру, задача которой заключается в контроле выполнения норм законодательства. При его нарушении можно подавать заявление (жалобу) в этот орган и требовать решения проблемы.
В документе требуется описать, какая ошибка была допущена. Прокуратура принимает заявление и проверяет наличие нарушений. В результате проверки работники органа вправе направлять по адресу УК предписание с требованием устранить имеющиеся замечания и соблюдать закон. Указания прокуратуры должны быть учтены, а нарушения — устранены в сжатые сроки.
Суд
Если рассмотренные выше методы не дали результатов, пострадавшей стороне требуется идти в суд. С помощью этого органа можно оспорить действия УК и заставить выполнить пересчет с учетом законодательства. Через судебный орган разрешено обжаловать разные действия компаний, работающих в жилищно-коммунальной сфере (упоминались выше).
При этом доказывать вину УК должен истец. Хозяину недвижимости требуется передать правильный (по его мнению) расчет размера коммунальных выплат. В нем должны прописываться нормы, которые при вычислении нарушила УК. Что изменилось в ЖК РФ (ст. 157)?С начала 2017 года произошли изменения, которые нашли отражение в 157-й статье Жилищного Кодекса.
В документе рассмотрены правила по вычислению размера платежа за коммунальные услуги. Еще до этого (в 2015-м) в упомянутую статью включили ответственность УК за ошибочные расчеты выплат и низкое качество предоставляемых услуг.
В обновленном варианте статьи 157 указываются следующие тонкости учета по качеству услуг: Если услуги в сфере ЖКХ предоставлялись с перерывами, которые превышают установленный законом период, УК должна пересчитать размер выплат и заплатить штраф клиенту.
Если УК оказала услуги низкого качества, она осуществляет те же действия, что указаны выше — выполняет пересчет и платит штраф с учетом требований законодательства. Вычисление размера ежемесячных выплат производится по сведениям счетчиков.
Если они отсутствуют — с учетом действующих норм и коэффициентов. Стоит учесть, что для каждого типа услуг, оказываемых УК, имеются особые правила вычисления платежей, а также факторы, характеризующие качество выполнения.
Что будет за ошибки в расчетах?
Как отмечалось ранее, управляющая компания несет ответственность за ошибки в квитанциях. Это прописано в упомянутой статье №157. Нарушение действующего закона приводит к таким последствиям: Компания ЖКЖ должна пересчитать данные и выдать скорректированную информацию.
Это касается случаев, когда УК допустила ошибку или не выполнила требования, касающиеся качества услуг. Взыскание штрафа за нарушение прав. Это возможно, если обратиться в судебный орган и доказать правоту.
Итоги
При обнаружении ошибки в квитанции владелец квартиры должен обратиться в УК и оформить заявление на адрес оказывающей услуги компании. Далее стоит действовать по алгоритму, который прописан выше.
Чтобы избежать проблем, важно внимательно проверять квитанции и обращаться в УК при появлении любых вопросов, связанных с начислением того или иного платежа. Если принятые меры не дают результатов, требуется идти в суд и защищать права.
Если удастся доказать правоту, управляющая компания делает пересчет и платит штраф. Кроме того, взыскиваются средства, покрывающие издержки суда, и моральный ущерб истца (если таковая сумма была затребована).
Ещё больше статей в нашем “Юридическом справочнике консультаций юриста по семейным делам“. Получите бесплатную юридическую консультацию у семейных юристов.
Связанные сообщения
Рубрики
- Алименты (77)
- Брак (49)
- Гараж (3)
- Дача (5)
- Дом (5)
- ЖКХ (15)
- Земля (7)
- Ипотека (5)
- Квартира (5)
- Лишение родительских прав (4)
- Материнский капитал (66)
- Налоги (13)
- Новости (13)
- Опека и попечительство (3)
- Помощь юриста (2)
- Пособия, льготы (85)
- Развод (50)
- Раздел имущества (42)
- Родительские права (7)
- Рождение ребенка (3)
- Усыновление (удочерение) (3)
- Финансы (15)